ATF - Аккора

ATF

Жидкости для автоматических коробок передач (Automatic Transmission Fluid – ATF ) наряду с тормозными жидкостями и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются самыми специфическими продуктами автохимии. Если из двигателя слить моторное масло, то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если же из автоматической коробки передач (АКП) удалить рабочую жидкость, то она моментально станет ни к чему не пригодным набором сложных механизмов.


К ATF предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, чем к нефтепродуктам для других агрегатов. Поскольку автоматические коробки передач включают в себя несколько совершенно разных узлов – гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления – спектр функций масла очень велик: оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление. Средняя температура жидкости в картере автоматической коробки передач составляет 80-90°С, а в жаркую погоду при городском цикле движения может подниматься до 150°С.


Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, то ее избыток расходуется на внутреннее трение жидкости, которая еще больше нагревается. Высокие скорости движения жидкости в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления жидкости и коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах трения (сталь, бронза, металлокерамика, фрикционные прокладки, эластомеры) затрудняет подбор антифрикционных присадок, а также создает электрохимические пары, в которых при наличии кислорода и воды активизируется коррозионный износ. В таких условиях жидкость должна сохранять не только свои эксплуатационные свойства, но и как передающая крутящий момент среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии.


Поэтому жидкость для автоматических трансмиссий называют именно ЖИДКОСТЬЮ, а не маслом. Казалось бы, какая разница – жидкость или масло? Однако будьте уверены: разница есть, и весьма существенная. 

Маслом в технике принято называть вещество, используемое в первую очередь для смазывания трущихся по­верхностей деталей и механизмов. В отличие от него, применяемая в АКПП жидкость выполняет множество иных функций, не свойственных маслам. Да и работает она в запредельных для масел условиях. 

Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля меж­ду коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль сцепления здесь возложена на гидротрансформатор. Именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Главным связующим звеном, т.е. рабочим телом, является ATF . 

Кроме того, ATF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи в автоматической коробке. 

Таким образом, использование каких-либо иных смазывающих материалов в качестве трансмиссионной жидкости для автоматической коробки недопустимо, т.к. они не отвечают описанным выше требованиям, и в большинстве случаев их ис­пользование приводит к быстрой поломке трансмиссии. Тип используемой жидкости, как правило, указан на масляном щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля. В большинстве автомобилей с АКПП используется жидкость типа DEXR0N – DEXR0N II, DEXR0N III и т.п. 

DEXRON I, II, III – действующие в настоящее время спецификации жидкостей для автоматических коробок передач фирмы General Motors. Чем выше по значению римская цифра после слова DEXRON, тем более современной в плане требований является трансмиссионная жидкость. Она не только включает в себя все предыдущие спецификации, но и ужесточает их. 

Помимо спецификаций DEXRON, несмотря на их популярность, существует великое множество иных типов трансмиссионных жидкостей для автоматических коробок, отличающихся по своим требованиям. К примеру, фирма Ford (тип жидкостей Mercon) отдает предпочтениекоэффициенту трения, который увеличивается со снижением скорости скольжения, в то время как фирма General Motors в данном случае требует снижения коэффициента трения. 

Выбор AFT – дело не такое уж простое. Вы спросите: почему, если название необходимой жидкости указано на масляном щупе автоматической трансмиссии? Ответ прост: потому что всегда существует право выбора. 

 Исторически сложилось так, что законодателем в области стандартов на жидкости для автоматических трансмиссий являются корпорации General Motors и Ford. Европейские производители, как автомобильной техники, так и трансмиссионных масел, не имеют своих собственных спецификаций и руководствуются списками масел, одобренных к применению General Motors и Ford. Аналогичным образом поступают и японские автомобильные концерны. 
    Первоначально в “автоматах” использовались обычные моторные масла, которые приходилось часто менять. При этом качество переключения передач было крайне низким. 
    В 1949 г. компания General Motors разработала в послевоенный период совместно с американским военным бронетанковым исследовательским центром Armour Research , жидкостям для ATF, с успехом выполнившим данные требования, присваивались квалификационные номера AQ (Armour Qualification No) – ATF Type A. Буква “А” происходит от названия этой квалификационной системы. 
    В 1957 г. спецификация была пересмотрена и получила название Type A Suffix A (ATF TASA). Одним из компонентов при производстве этих жидкостей являлся продукт животного происхождения, получаемый в результате переработки китов. В связи с возросшими объемами потребления масел и запретом охоты на китов, были разработаны ATF полностью на минеральной, а позднее и на синтетической основах. 
    В конце 1967 года General Motors ввело новую спецификацию Dexron В, позднее Dexron II, Dexron III и Dexron IV. Спецификации Dexron III и Dexron IV созданы с учетом требований к жидкостям для электронно-контролируемого сцепления автотрансформатора. 
    Корпорацией General Motors также разработана и внедрена спецификация Allison C-4(Allison – отделение General Motors по производству трансмиссий), определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной техники. 
    Долгое время у компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и фордовские инженеры использовали стандарт ATF-A. Только в 1959 году компания разработала и внедрила фирменный стандарт М2С33-А/В. Наибольшее распространение получили жидкости стандартаESW-M2C33-F (ATF-F). 
    В 1961 году Ford издал спецификацию M2С33-D, учитывающую новые требования по фрикционным свойствам, а в 80-х годах – спецификацию Mercon. Жидкости, соответствующие спецификации Mercon, максимально приближаются к маслам Dexron II, III и совместимы с ними. Основные различия между спецификациями компаний General Motors и Ford – разные требования к фрикционным характеристикам масел (у General Motors на первом месте плавность переключения передач, у Ford – скорость их переключения). 
    В апреле 2006 года General Motors опубликовала в прессе спецификацию для следующего поколения трансмиссионых жидкостей DEXRON-VI Service Fill ATF. Новый продукт был разработан в соответствии с требованиями для новых шестискоростных трансмиссий, которые компания General Motors начала устанавливать в своих автомобилях модельного ряда 2006 года и значительно превосходит существующий DEXRON-III “H” ATF. 
    Внутренние тесты GM на трение подтвердили, что DEXRON-VI ATF более чем в 2 раза увеличивает продолжительность службы и устойчивость оборудования по сравнению с существующими жидкостями. DEXTRON VI ATF, продукт нового поколения, который демонстрирует превосходные показатели в тестах на коррозию, пенообразование, окисление и устойчивость к сдвигам. 
    Полностью взаимозаменяем по отношению к DEXRON-III “H” и II E.

Спецификация ATF

GENERAL MOTORSFORD
Год введенияНаименование спецификацииГод введенияНаименование спецификации
1949Type A1959M2C33 – B
1957Type A Suffix A (ATF TASA)1961M2C33 – D
1967Dexron В
(GM 6032 M)
1967M2C33 – F (Type – F)
1973Dexron II C
(GM 6137 M)
1972SQM -2C9007A, M2C33 – G (Type – G)
1981Dexron II D
(GM D-22818)
1975SQM -2C9010A, M2C33 – G (Type – CJ)
1991Dexron II E
(GM E-25367)
1987EAPM – 2C166 – H (Type – H)
1994Dexron III1987Mercon (дополнена в 1993)
1999Dexron IV1998Mercon V
2006Dexron IV Service Fill

Жидкости устаревших спецификаций до сих пор используются во многих европейских автомобилях, причем очень часто в качестве масел для механических коробок передач. 
    В автоматических трансмиссиях большинством производителей современных автомобилей рекомендованы масла, отвечающие требованиям спецификаций Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon), которые, как правило, взаимозаменяемы и совместимы. Масла, отвечающие требованиям последних спецификаций, например Dexron III, могут быть использованы для доливки или замены в механизмах, где ранее применялись масла соответствующе спецификации Dexron II, а в некоторых случаях и ATF-A. Обратная замена масел не допустима.

СвойстваDexron IIDexron IIIAllison C-4Mercon
Кинематическая вязкость, мм2/с, не менее при 40ºС37,7Не нормируется, определение обязательноНе нормируется, определение обязательно
Кинематическая вязкость, мм2/с, не менее 100ºС8,16,8
Вязкость по Брукфильду, мПа с, не более, при температуре: – 10ºС800Указать температуру, при которой вязкость масла равна 3500 сП
– 20ºС200015001500
– 30ºС60005000
– 40ºС500002000020000
Температура вспышки, ºС, не ниже190179160177
Температура воспламенения, ºС, не выше190185175
Испытания на вспениваемость1. Отсутствие пены при 95ºС1. Отсутствие пены при 95ºСASTM D892 Этап 1 – 100/0 мп
2. 5 мм при 135ºС2. 10 мм при 135ºСЭтап 2 – 100/0 мл
3. Разрушение в течение 15с при 135ºС3. Разрушение в течение 23с при 135ºСЭтап 3 – 100/0 мл
Этап 4 – 100/0 мл
Коррозия медной пластины баллы, не более11Отсутствие почернения с отслаиванием1
Защита от ржавленияОтсутствие видимого ржавления на испытуемых поверхностяхОтсутствие видимого ржавления на испытуемых поверхностяхОтсутствие следов ржавчины или коррозии на контрольных плитахОтсутствие видимого ржавления
Испытания на износ по методу ASTM D 2882 (80°C, 6,9 мПа): потеря массы, мг, не более151510
 Хотя эксплуатационный уровень ATF определяется спецификациями производителей автомобильной техники, значительная часть производимых масел используется в областях применения, отличных от АКП, например: 
– В силовых коробках передач внедорожной строительной, сельскохозяйственной и горнодобывающей техники; 
– В гидравлических системах автомобилей, промышленного оборудования, мобильной техники и судов; 
– В рулевом управлении; 
– В ротационных винтовых компрессорах; 
    В состав масел для АКП обычно входят антиокислители, ингибиторы пенообразования, противоизносные присадки, модификаторы трения и набухания уплотнений. В целях идентификации и скорейшего обнаружения протечек масла для АКП окрашивают в красный цвет.  

 Выбор AFT – дело не такое уж простое. Вы спросите: почему, если название необходимой жидкости указано на масляном щупе автоматической трансмиссии? Ответ прост: потому что всегда существует право выбора. 
    Итак, речь идет о выборе между вариантом первым – «рекомендованная производителем ATF» и вариантом вторым – «качественная универсальная ATF»

Вариант 1 

    «Надо заливать только то, что написано в инструкции к автомобилю». Так отвечают те владельцы автомобилей, которые: 
– готовы регулярно переплачивать определенную сумму денег за спокойствие, происходящее от использования рекомендованных производителем жидкостей; 
– имеют возможность приобрести качественную рекомендованную производителем ATF»; 
– точно знают, что до сих пор АКПП его автомобиля работала исключительно на рекомендо­ванной производителем жидкости и работала без проблем; 
– точно знают, что именно написано на щупе АКПП его машины (т.е. не обобщенные «Dexron» или «ТТ», а конкретные DIII-H или T-IV). 

Вариант 2 

    «Используй просто хорошую универсальную трансмиссион­ную жидкость». Так говорят те, у кого: 
– нет желания и возможности отдавать лишние деньги за «оригинал»; 
– ограничен выбор ATF (рекомендованную жидкость при­дется искать, и даже если найдешь, есть сомнения в ее под­линности); 
– нет возможности выяснить, что именно нужно заливать; 
– АКПП до сих пор прекрасно обходилась без «оригинальных ATF», а также те, кто не знает, что именно раньше заливалось в его АКПП. 
    Какой вариант из двух предпочесть? Однозначного и единственно верного ответа на этот вопрос нет и быть не может.

ПроизводительЦвет индикатора ATВид индикатора АТ
ToyotaНетОн ничем не отличается, однако имеет защелку. Имеет вид обычного стержня
NissanЖелтый или нетЕсть как с индикатором, так и без него
HondaЖелтый
MitsubishiБелыйИмеет вид шарика
MazdaОранжевый или нетБольше таких, которые не имеют индикатора
DaihatsuЖелтый или нетОбычно он желтый или имеет вид обычного стержня
SuzukiНетИмеет вид обычного стержня
IsuzuНетИмеет вид обычного стержня
FujiЖелтый ** Внимание: индикатор уровня масла в двигателе также желтого цвета
Mercedes-BenzКрасный или черныйМожно отличить, поскольку имеется замочек
BMWКрасный
VolkswagenЖелто-красный или желтый
AudiЖелто-красный или желтый
OpelНетМожно отличить, поскольку имеется рычажок
VolvoЖелтый
SaabЖелтый или черныйВ модели 900 – он черного цвета (в автомобиле с поперечным двигателем находится на лицевой стороне, с продольным двигателем – на его правой стороне)
В модели 9000 – он желтый
PeugeotЯрко оранжевый
CitroenКрасный
RenaultЗеленыйВ моделях 4 АТ цвета нет, а в моделях 3 АТ он зеленый
FiatЖелтыйИндикатор масла в двигателе – красного цвета
General MotorsКрасный или желтый
FordНетИмеет вид обычного стержня
ChryslerНетИмеет вид обычного стержня

Немного теории о трансмиссионной жидкости

Жидкостью, используемой в автоматической трансмиссии, выполняются самые разнообразные функции: 
– передача крутящего момента в гидротрансформаторе от двигателя в коробку передач; 
– обеспечение функционирования системы управления и контроля; 
– работы фрикционных дисков – смазка и охлаждение трущихся деталей; 
    Поэтому в АКПП используется специальное минеральное масло, получаемое из нефти и смешанное с несколькими особыми добавками. Эта жидкость называется смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью. Использование иных типов масел снижает эксплутационные характеристики, и часто приводят к поломке трансмиссии. Тип используемой жидкости, как правило, указан на масленом щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля. В большинстве автомобилей с АКПП, используется жидкость типа “DEXRON”, “DEXRON-2”, “DEXRON-3”, в последнее время появился новый тип трансмиссионной жидкости – тип “Т” или тип “Т-2”. Указанные типа трансмиссионной жидкости специально окрашены в различные цвета, “DEXRON” – красный, а тип “Т” – желтый. Смешивать их не рекомендуется.

Частота замены трансмиссионной жидкости

    Для обеспечения правильной работы трансмиссии и ее долговечности необходимо поддерживать оптимальный уровень и обновлять жидкость по мере ее использования. Срок эксплуатации трансмиссионной жидкости во многом зависит от возраста и пробега автомобиля, а также условий его эксплуатации. Для большинства территории России рекомендуется менять трансмиссионную жидкость через каждые 20-25 тыс. километров пробега (либо через 1 год). Особо это касается старых, подержанных иномарок. Это объясняется тем, что поддержанные автомобили сильно изношены и работают в жестких условиях. Кроме того, часть жидкости остается в гидротрансформаторе, корпусе клапанов, насосе и других полостях трансмиссии, поэтому в ручную можно сменить только половину используемого объема, то есть происходит только обновление жидкости, а не ее замена.

Замена трансмиссионной жидкости

    Замену трансмиссионной жидкости следует производить в специализированных автосервисах с применением аппаратуры по 100% замене трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач. Такую замену можно произвести в автосервисе на фирменной установке по замене масла – вся процедура займет всего 30-40 минут – аппарат промоет гидравлическую систему трансмиссии используя специальную промывочную жидкость и заменит трансмиссионную жидкость на новую. Также, если требуется, необхдимо заменить фильтр, и произвести диагностику реального состояния Вашей трансмиссии. Ведь о состоянии трансмиссии многое может сказать цвет и запах ее трансмиссионной жидкости. У нормально работающей АКПП, трансмиссионная жидкость имеет густо-красный или оранжево-красный цвет. Темно-коричневый или черный цвет в сочетании с горелым запахом говорит о неисправностях трансмиссии.

Проверка трансмиссионной жидкости

    Для большинства автомобилей уровень трансмиссионной жидкости (ATF) в автоматической коробке передач (АКПП) проверяется при работающем двигателе и установке рычага выбора диапазона (РВД) в положение “P”. На щупе для измерения масла в автоматической трансмиссии, как правило, имеется несколько меток. Две верхние, соответствуют нормальному уровню трансмиссионной жидкости, прогретой до рабочей температуры (60-90°С). Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью “Hot”. Для того чтобы масло в АКПП прогрелось до рабочей температуры необходимо проехать километров 15-20. После прогрева масла в АКПП установите автомобиль на ровной, горизонтальной площадке. Вытащите щуп из АКПП, и насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките. Самое нижнее, сухое место на щупе и будет соответствовать уровню масла в АКПП. Иногда на щупе есть еще и нижние метки, соответствующие уровню холодного. Эта метка предназначена для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены или простого определения наличия трансмиссионной жидкости в коробке передач. Следует помнить, что уровень по щупу трансмиссионной жидкости при доведения его температуры до нормальной рабочей выше уровня такого же количества холодного масла на 0,6 – 0,7 см. Окончательно уровень, все же, следует проверять после прогрева трансмиссионной жидкости. Следует иметь ввиду, что для автомобилей Honda и Acura, уровень трансмиссионной жидкости следует проверять так же после достижения рабочей температуры, но при заглушенном двигателе. 
    Для некоторых моделей переднеприводных Mitsubishi, Proton и Hyundai уровень масла проверяется при установке РВД в положение “N”. Это же верно для Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с АКПП фирмы Chrysler. Но на некоторых моделях этих автомобилей установлены автоматы производства Aisin Warner, в которых уровень масла следует проверять в положение “P”. Чтобы не ошибиться следует иметь ввиду, что автоматические трансмиссии фирмы Aisin Warner имеет поддон прямоугольной формы, щуповая труба идет прямо от поддона сбоку, а в задней части поддона имеется сливная пробка. У автоматических коробок фирмы Chrysler поддон квадратный и сливной пробки нет. Кроме того, проверку уровня масла в АКПП автомобилей VW, Audi с трехскоростными коробками следует проводить при установке РВД в положение “N”.

Опасность перелива/недолива трансмиссионной жидкости

    Слишком низкий уровень ATF опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате этого, масло не сжимает как надо диски фрикционов и появляется пробуксовка дисков относительно друг друга, и они сгорают. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из строя. Хотелось бы отметить, что не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с пенящимся маслом, которое представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками воздуха. Вспенивание масла увеличивают его объем, поэтому при проверке уровня он окажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель и дать отстояться маслу в течение некоторого времени, и затем, не заводя двигатель, проверить уровень масла. Масло может вспениваться и вращающимися деталями АКПП, если уровень превышает допустимое значение. В этом случае в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его. Как в случае заниженного уровня масла, так и в случае завышенного уровня вспенивание масла приводит к увеличению его объема, и, как следствие этого, к его выбросу через сапун коробки передач. Заглянув под машину, можно часто увидеть там, что вся коробка в масле.

546 551 541 539