Основными функциями моторного масла являются снижение потерь на трение, предотвращение износа деталей в двигателе, отвод теплоты и защита деталей от действия агрессивных веществ, образующихся в процессе сгорания. Кроме того, масло играет роль “мусорщика”, собирая продукты износа и загрязнения, образующиеся при работе двигателя.
К числу агрессивных веществ, образующихся при работе двигателя, относятся оксиды азота (продукты окисления атмосферного азота), оксиды серы (продукты окисления серы, содержащейся в топливах, особенно в дизельном), вода (продукт окисления водорода топлива). Кроме того, при неполном сгорании топлива образуются ненасыщенные углеводороды и органические кислоты. В дизелях неполное сгорание сопровождается интенсивным образованием сажи. С воздухом и топливом, поступающими в цилиндры, в двигатель, проникают твердые частицы (чаще всего соединения кремния, обладающие абразивными свойствами).
Основная масса перечисленных продуктов выбрасывается с отработавшими газами в атмосферу. Меньшее их количество попадает с картерными газами в картер двигателя, где вступает в контакт с маслом. Нарушение герметичности прокладок в системе охлаждения или возникновение трещин приводят к попаданию в систему смазки воды или антифриза. Действие агрессивных веществ, загрязнений, кислорода воздуха, высоких температур и других факторов приводят к изменению состава и характеристик моторного масла, что сказывается на его способности выполнять свои функции.
В процессе работы изменяются как основа (базовое масло) так и присадки, входящие в состав моторного масла. Под действием высоких температур базовое масло подвергается испарению, окислению и крекингу. В составе масла нарастает количество продуктов износа, сажи, соединений кремния, вносимых с топливом и с воздухом. В масле повышается концентрация продуктов, входящих в состав топлива, особенно тяжелых фракций, плохо испаряющихся и сгорающих. Одновременно в масле увеличивается количество продуктов крекинга и полимеризации масла (кокса, смол, лаков). В результате окисления масляной основы накопления органических и неорганических кислот, образующихся при взаимодействии оксидов серы и азота с водой, возрастает кислотность масла. Состав масла в процессе эксплуатации зависит также от наличия и эффективности действия в нем присадок. Уровень эффективности и срабатываемости присадок определяется жесткостью условий эксплуатации (режимами работы, климатическими условиями), содержанием серы, непредельных углеводородов и тяжелых фракций в топливе.
Дополнительными факторами, влияющим на состав и характеристики моторного масла в процессе эксплуатации, является его расход и количество доливаемого свежего масла. На расход масла кроме условий эксплуатации влияют техническое состояние двигателя и качество его технического обслуживания. У специалистов по маслам существует мнение, что 50% износа двигателя приходится на последние 20% срока службы масла. Таким образом, считается, что основной задачей сохранения работоспособности двигателя, является определение момента, когда масло отработало 80% своего ресурса, своевременный его слив и замена с одновременной заменой масляного фильтра.
Как масло работает в двигателе:
Из картера через маслозаборник и фильтры насос подает масло под давлением в главную магистраль. Давление масла в главной магистрали находится в пределах от 200 до 1800 кПа. Из главной магистрали масло поступает ко всем узлам, смазываемым под давлением (к подшипникам коленчатого и распределительного валов, осям коромысел и др.).
Масло, вытекающее из подшипников коленчатого вала, центробежными силами разбрызгивается на стенки цилиндров, чем обеспечивается его поступление в зону поршневых колец. Только в крупных дизелях с малой частотой вращения коленчатого вала и большим ходом поршня предусматривается подача масла под давлением непосредственно на зеркало цилиндра.
В современных двигателях моторное масло часто используют для принудительного охлаждения поршней. С этой целью по каналу в теле шатуна масло подается во внутреннюю полость поршня, где оно омывает его днище, а затем стекает в картер самотеком. Реже используют системы охлаждения поршней маслом, основанные на периодическом орошении днища через форсунки. В автомобильных дизелях новейших моделей моторное масло служит рабочим телом в гидравлических системах топливных насосов высокого давления.
Чрезвычайно широк диапазон температуры, в котором работают моторные масла. Нижний предел – это температура холодного пуска двигателя зимой при безгаражной стоянке автомобилей (до -30… -35°С).
Верхний предел – температура наиболее нагревающейся смазываемой детали при работе летом на режиме максимальной мощности (до 300…315°С в зоне первого компрессионного кольца). В этих условиях температура стенки цилиндра в зоне верхней мертвой точки достигает 210-240 °С, кулачков распределительного вала 190-230°С, подшипников коленчатого вала 150-175°С. Естественно, что масла, взаимодействуя с кислородом воздуха и продуктами сгорания топлива, подвергаясь действию высоких термических и механических нагрузок, изменяют свои свойства, стареют. Однако современные технологии производства автомобильных масел позволяют создавать масла, стойкие к старению, сохраняющие работоспособность при неблагоприятных условиях эксплуатации в течение сотен и даже тысяч часов.
Моторное масло является важным элементом конструкции двигателя. Его работоспособность зависит от выполнения важнейших его функций, а именно:
- Хорошо смазывать поверхности деталей двигателя и сводить к минимуму их износ;
- Уменьшать потери на трение;
- Защищать детали двигателя от коррозии;
- Отводить тепло от поршней, подшипников и других смазываемых деталей;
- Содержать все детали чистыми на протяжении всего срока эксплуатации;
- Нейтрализовывать кислоты, образующиеся при сгорании топлива и окисления масла;
- Предотвращения нагаро- и лакообразования;
- Обладать достаточной текучестью, чтобы легко достигать отдаленных частей при запуске двигателя;
- Не вспениваться при взаимодействии с воздухом во время работы двигателя.
Только высококачественные автомобильные масла в наилучшей степени выполняют перечисленные выше функции, значительно продлевая срок эксплуатации двигателя.